СИБИРСКАЯ ГРУППА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ |
|||||
|
|
||||
Томас Б. Кирш*
МЮРРЕЙ ШТЕЙН
Опубликовано:
Jungjournal/Heft Nr.18
, September 2007 (перевод Наталии Давыдовой)
В мире
аналитической психологии и среди юнгианцев Мюррей Штейн – известное имя. Долгое
время он жил в Америке, в Канаде, в Соединенных Штатах, где более 30 лет был
занят в качестве психоаналитика, доцента, выдающегося лектора, автора многих
книг и руководителя многочисленных организаций.
Однако
решающими, жизненно важными годами, было для него обучение в институте К.Г.
Юнга в Цюрихе в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия. Поэтому
несколько лет назад он вновь возвратился в Швейцарию. Здесь, в Бернском
нагорье, в доме с видом на озеро Тун и в прекрасной исторической квартире в
старой части Цюриха, где он еще часто работает, он проводит свой «заслуженный
отдых» вместе с супругой Джейн. Хотя он прекратил регулярную аналитическую
практику, преподавательскую деятельность продолжает. Он преподает в ISAP,
Международной школе аналитической психологии в Цюрихе, и, как прежде, читает
доклады по всему миру. Наряду с этим он пишет и публикует книги и статьи по юнгианской психологии.
Мюррей Штейн
родился в Канаде, в городе Saskatchewan в прериях, в сельском
регионе, где его отец был пастором баптистской общины. Семья переехала в
Детройт в штате Мичиган, когда Мюррей был подростком. Отсюда он поехал в
Йельский университет и начал обучение теологии, которое закончил магистром
теологии. В том, что он был выдающимся студентом, который производил на своих
преподавателей большое впечатление, однажды я удостоверился сам во время
путешествия по южной Англии. Я встретил там старого профессора из Йеля, который
тут же, как услышал, что я юнгианец, спросил меня, знаю ли я Мюррея Штейна, и
восторгался чудесным молодым мужчиной, который учился у него 30 лет назад. Он
его не забыл, хотя оба с тех пор потеряли друг друга из вида. Этот маленький
эпизод кажется мне типичным для Мюррея и влияния, которое он оказывает на
других людей, отчего ему в течение жизни часто доверяли руководящие посты.
Годы обучения
в институте К.Г. Юнга в Цюрихе после присуждения академической степени в Йеле
принципиально изменили его жизнь. Мюррей Штейн смог глубоко погрузиться в
юнгианский мир идей, в аналитическую психологию. С самого начала он был
особенно очарован связью психологического и духовного развития в жизни
взрослых, которую он увидел в книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления» –
первой книге Юнга, которую он прочел. С этого времени его главный интерес
сосредоточился на процессе трансформации и индивидуации. Три его книги
посвящены этой теме. Его опыт в Швейцарии и культурный климат там открыли ему
взгляд на его собственные европейские корни, которые он сейчас начал
исследовать. Они пробудили в нем страстное, продолжающееся всю жизнь, желание
возвращения в эту страну.
После окончания
своего обучения в Цюрихе, прежде всего, он взял на себя руководство в C.G.
Когда June Singer решила в 1980 году возвратиться в Palo Alto в Калифорнии, было ясно, что Мюррей возьмет на
себя руководство института в Чикаго. Незадолго до этого он написал свою
знаменитую книгу «In MidLife» («Середина жизни», «В
середине жизни»), в которой идет речь о переходе от одностороннего
непсихологического взгляда на мир к многомерному, ведущему в глубину,
психологическому сознанию. Книга многократно переиздавалась и переводилась.
Мюррей Штейн
стал президентом Чикагского института Юнга и позже председателем
административного совета. Институт Юнга в Чикаго, чьи кандидаты проходили
обучение по строгой академической и клинической концепции, приближенной к цюрихской модели, развивался стремительно. Еще большим было
участие публики в общественных программах, так что мероприятия института Юнга в
Чикаго долгие годы и во всем мире были наиболее востребованными и наиболее
посещаемыми.
Другой
причиной возвращения Мюррея Штейна в Чикаго было его решение получить степень
доктора по религиоведению и психологии (Religious and Psychological Studies) в Чикагском университете.
Его работой руководил профессор Peter Homans, который писал тогда книгу «Юнг в
контексте». Докторской диссертацией Мюррея стала впечатляющая книга «Jung,s Treatment of Christianity» («Юнгианская интерпретация
христианства»). В ней он исследует, как Юнг обращается с христианством как с
пациентами, и глубиннопсихологически толкует
изменения внутри христианской истории.
В это время
растет недовольство Мюррея развитием традиционного юнгианского конгресса. Ему и
Натану Шварцу-Саланту представлялось более живое
взаимодействие. Поэтому оба организовали серию клинических конференций на ранчо
Ghost в Нью-Мехико. Докладчики из
Соединенных Штатов и Европы были приглашены для обсуждения различных
клинических тем. Приблизительно 150 человек прибывали каждый год и участвовали
в необычайно живых и эмоциональных диалогах. По итогам каждой такой конференции
появлялся том серии Chiron Clinical Series
в соответствии с особой темой клинической практики аналитической психологии.
Моя первая
встреча с Мюрреем состоялась в конце 70-х годов в Сан-Франциско, когда он вместе со своей женой проводил
семинар по теме «Женитьба и брак». Я тут же распознал его широкие знания, его
организаторский талант и его способность обходиться с людьми, а также его
довольно хорошую манеру держать себя, которая помогала ему не терять
самообладание в сложных эмоциональных ситуациях. Кода я, будучи выдвинутым на должность президента IAAP, Международной ассоциации
аналитической психологии, должен был выбрать общественного секретаря, я тут же
подумал о нем. С ним я мог бы хорошо сотрудничать и разделять груз
президентства. Взгляд Мюррея на мир был в полной мере международным, он любил
путешествия и считал своей миссией открывать для аналитической психологии новые
страны мира.
Когда я в 1989
году, наконец, взял на себя пост президента на шесть лет, Мюррей стал моим
общественным секретарем.
Это было время
больших политических переворотов – советский блок начал рушиться, и повсюду в
мире начались изменения. Мюррей познакомился с профессором Shen из Китая, который провел год в Иллинойсе и
имел большой интерес к юнгианской психологии. Shen был значимым в Guangzhou Normal University профессором, и по инициативе Мюррея мы
предприняли путешествие в Гуанчжоу в университет, где
работал Shen, и в Пекин. Тем самым
началось открытие IAAP Китаю, которое привело к трем совместным
конференциям с китайскими учеными и преподавателями. Эти важные отношения
состоялись благодаря инициативе Мюррея, в то время как я тогда думал, что время
для этого еще не наступило. Я думал, что Китай еще не интересуется нами, но
оценка Мюррея была верной.
Через шесть
лет работы общественным секретарем Мюррей стал сначала вице-президентом и,
наконец, президентом IAAP. Здесь
ему удалось объединить различные фракции международных союзов аналитиков, а
также интенсифицировать контакты по поводу наследства К.Г. Юнга. Наряду с
этим он посвятил себя развитию аналитической психологии во всем мире, в
особенности в Мехико и Венесуэле и вообще в Латинской Америке, где он
чувствовал растущий интерес.
Принятое в
2003 году решение, закончить работу в Чикаго и переехать в Швейцарию, было
важным шагом для Мюррея и его жены, так как оба были очень укоренены в Чикаго.
Однако это выглядит так, будто для обоих это был правильный шаг. Мюррей
особенно ценит большую пространственную близость к источнику юнгианской
традиции и к более многочисленной семье юнгианцев. Как и прежде, он пишет статьи, тексты докладов
и книги. Его долгосрочный проект – книгу о соотношении юнгианской психологии и
духовного начала – он хочет закончить в начале следующего года. Наряду с этим
он находит время, к его сожалению редкое, посвятить себя старым книгам,
манускриптам и путешествиям.
*На немецком языке вышли две его книги: «Leiden an Gott Vatter»
(«Страдания по Богу Отцу») (Kreuz Verlag,
Stuttgart 1988) и «C.G. Jungs Landkarte der Seele. Eine Einfuerung»
(«Юнгианская карта души. Введение») (Walter Verlag, Duesseldorf 2000).