СИБИРСКАЯ ГРУППА  АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

ГЛАВНАЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В КЕМЕРОВО

РАБОТА ГРУППЫ

БИБЛИОТЕКА

УЧАСТНИКИ ГРУППЫ

МАСТЕРСКАЯ ДУШИ

АНАЛИТИКИ И КЛИЕНТЫ ОБ АНАЛИЗЕ

ВИРТУАЛЬНЫЙ АНАЛИТИК

 

ЗАУЭР ГЕРТ

О ПРИРОДНОЙ МУДРОСТИ

Опубликовано: Jungjournal/Heft Nr.18 , September 2007 (перевод Наталии Давыдовой)

В сказке Александра Пушкина о Золотом петушке описывается такая история. Посланцы сбегаются к старому царю Дадону во дворец и сообщают ему о том, что со всех сторон наступают враги. Царь в сомнении и испрашивает помощи у старого звездочета. Тот приносит ему Золотого петушка, который теперь будет  наблюдать за всем государством. Если с какой-либо стороны придет враг, он повернется и будет кричать, что есть силы. Царь так счастлив, что обещает звездочету выполнить его первое желание так, как бы он выполнил свое собственное. Вновь все успокоилось. Однажды петушок  закричал, и царь послал своих сыновей с войсками. Никто не вернулся назад. Тогда он сам отправился в дорогу и обнаружил, что и сыновья его и войска пали в бою. Из высокого шелкового шатра ему навстречу вышла Шамаханская царица. Дадон был очарован, забыл свою печаль и повел Шамаханскую царицу в свой дом. Там он встретился со стариком, который требовал выполнения своего желания: он желал Шамаханскую царицу. Царя охватил гнев и он закричал: «Ты сошел с ума, дурак!» Он забыл свое обещание и убил старика. Затем Золотой петушок слетел с крыши на голову царя и клевал его до тех пор, пока тот не упал замертво. В то же мгновение прекрасная Шамаханская царица исчезла…

В сказке идет речь о старом Эго, которое не хочет признавать законов жизни. Несмотря на свой возраст, Дадон хочет оставить при себе молодую Шамаханскую царицу. При этом ему на помощь приходит вестник времени – петушок, - и невероятно прекрасное обещание продления молодости в образе Шамаханской царицы. Мертвые сыновья символизируют  то, что Эго, которое не признает закона жизни и смерти будет указан путь самой мудростью природы: оно не имеет будущего.

Эта мудрость знает пути, по которым психическая энергия текла миллионы лет, создавая и разрушая жизнь. При этом эволюция следует очевидному плану, который целенаправленно ведет через развитие интеллекта к дифференциации. Каждое уникальное явление в космосе имеет свою задачу, определенное время является носителем стремящегося вперед развития и должно передать факел дальше, как в эстафете. То, что рождается, должно погибнуть. Согласно этому закону появляются и исчезают многочисленные живые виды. Психическая энергия, которая придает этому закону ценность, создает возможности преодоления препятствий. При этом большую роль играют страдания и боль. Но тот, кто подчиняется закону становления и исчезновения часто переживает, что по ту сторону смерти его ожидает новая жизнь – о чем свидетельствует и христианский миф о воскрешении.

Символы мудрости

Юнг первым описал, как в динамике психического развития в сновидениях в определенное время появляются фигуры старых мудрецов, и Эго конфронтирует с основополагающими законами Космоса. В комментарии к сновидческому образу Филимона, который появился у него в 1913 году, Юнг пишет в своих воспоминаниях:

«Филимон и другие образы фантазии дают мне убедительное понимание того, что в душе есть нечто, что создаю не я, но что само себя создает […]. Так оно постепенно представляет мне объективность, «действительность души» […]. Психологически Филимон представляет собой превосходящее сознание». (Jaffe 1961, S.186f.)

Мы можем себя спросить, почему для изображения этого превосходящего сознания бессознательное выбирает образ старого человека и напомнить себе при этом, что бессознательное во снах говорит преимущественно символически. Это означает, что слово «старый» должно восприниматься равно символически. «Символически» значит многозначно:  в одном понимании старое – бывшее долгое время актуальным, в другом – это то, что выдержало многие бури жизни. Или то, что несет в себе большой опыт. Интересно и то, что старое – противоположность молодого. Старое умеет, наконец, жить. И старое также знает, как Золотой петушок, что час пробил и пробил ли час.

Во многих восточно-европейских сказках герой и героиня проявляли поспешность и убежденные важностью момента получали от старика или старухи ответ: «Засыпай, спи. Утро вечера мудренее».

Эта древняя мудрость жизни, которая является важной частью психики, знает о тайне времени. Одна седовласая старая дама увидела сон во время подготовки к своей смерти:

«Маленькая седая женщина поднимается ко мне по лестнице. Она несет в руке окаймленное черной рамкой траурное письмо и дает его мне».

Дадон не хотел слышать, что час пробил. Моя пациентка смогла услышать послание очень оптимистично. Снова и снова она встречалась с образами старых мудрецов, которые вместе с ней обозревали вопросы ее жизни и ускоряли итог ее пути.

Этапы развития

Могло возникнуть впечатление, что образы мудрости олицетворяют знание о законе медленного долгого развития. Этого было бы недостаточно. Там, где эти образы появляются, нередко требуется внезапное и быстрое решение: великолепный образ мудрой старухи по имени Баба Яга в русских сказках в мгновение ока выкидывает прекрасную Василису из своей избушки, с тем чтобы девушка выполнила свои задачи с помощью материнского благословления. Время настало: Василиса должна была действовать и преодолеть негативный материнский комплекс, чтобы взять свой жизненный путь в свои руки.

Один знакомый мне мужчина был в замешательстве перед очень важным жизненным решением. Внезапно он почувствовал голос, говорящий в нем: «Ты должен сейчас прыгнуть, иначе будет поздно». Он сделал это.

С другой стороны, легко возникает впечатление, что эта архетипическая сила мудрости особенно сильно связана со зрелостью. В клиническом процессе это очевидно не так. Когда Юнг болезненно переживал, что дружба с Зигмундом Фрейдом для него невозможна, он не был старым человеком, и появление Филимона не должно было подготовить его к тому, что он станет мудрым зрелым стариком. Он должен был осознать, что спроецировал на старшего коллегу своего бессознательного мудрого старца и что он должен был вернуть себе эту проекцию, чтобы продвинуться к источнику психического знания, которое нашло символическое выражение в его душе в образе Филимона.   Мы могли бы представить драму таким образом, что Юнг нуждался в отделении своей проекции на Фрейда, чтобы пройти следующий этап индивидуации. Филимон разрушил дружбу обоих, предотвращая то, что Юнг навсегда останется учеником Фрейда. Таким образом, мы стоим перед фактом, что этот архетип в своем воздействии ни в коем случае не направлен на благополучие и счастье Эго. Счастье редко сопровождает процесс индивидуации и относится, прежде всего, к моменту прохождения отрезка пути или исполнения своего пути.

В особенности наши неврозы следует рассматривать как дело мудрой старухи или мудрого старца. Они обеспечивают, с одной стороны, с помощью симптомов переживание сложных условий; с другой стороны, давление страданий служит тому, чтобы направить на истинный путь не желающий развиваться Эго-комплекс или в случае необходимости чтобы преодолеть собственную непригодность.

«Я знаю их», - говорит Баба Яга о ленивых сестрах Василисы. Мы могли бы также предположить, что госпожа Метелица уже знает Марию. Может быть и, наоборот, уже молодые люди инстинктивно узнают госпожу Метелицу, Смерть или добрую фею в пастушке у колодца или в Гандальфе во Властелине колец, или в Думбледоре в Гарри Потере?

Речь идет о детях и молодых людях, чьи родители не смогли исполнить или частично выполнили долг жизни, дети, которые в своей беде инстинктивно прибегают к архетипу мудрого старца и мудрой старухи. Их бессознательное ищет тогда соответствующие образы во снах, книгах, фильмах. Так, они становятся родителями своих родителей и поддерживают жизнь семьи.

Я помню настоящую девушку Золушку, которая имела больную мать, беспомощного и часто жестокого в своей беспомощности отца, и научилась тихо и спокойно вести домашнее хозяйство. Эти дети расплатились своей молодостью, но они, а часто и их братья и сестры обеспечили себе испытание. Такие молодые люди кажутся старше, чем они есть. Нередко позже обнаруживает себя непрожитая жизнь и уничтожает бессознательную идентификацию молодого Эго с этим архетипическим  образом. Необычным при этом является то, что не каждый ребенок может взять на себя эту роль в архетипической семейной системе. Очевидно, архетип знает, с кем имеет дело.

Позитивные и конструктивные носители архетипа по-видимому те, кто рано научился сомневаться в образе жизни взрослых. Ввиду того, что такие книги как «Властелин колец» или «Гарри Поттер» имеют большой успех, становится ясным, что существует огромный коллективный голод по познанию этого мудрого старца. К теневой стороне относится то, что жаждущие власти личности охотно окружают себя нимбом этого образа мудрости.

Мана-образы

Необходимо также обратить внимание на тех больших и маленьких лжесвятых, которые пытаются удовлетворить свою жажду власти и нарциссические потребности тем, что представляют себя носителями особенного знания и пытаются инсценировать это. Их влияние на внушаемые личности истерического склада невероятно и может привести даже к исчезновению истерических симптомов. Как надолго – уже другой вопрос. Ганс Христиан Андерсен в своей сказке о новом платье для короля и о старом добром Уленшпигеле замечательно изобразил такое шарлатанство.

Следует принять во внимание и энергетический потенциал этого архетипа. Выше я говорил о целенаправленном развитии эволюции. Пока Эго является слабым и не может выдержать этот энергетический потенциал, оно переходит в его владение и представляет собой тогда то, что Юнг назвал мана-личностью.  Он пишет: «Мана-личность, с одной стороны, является высокомерным мудрецом, а с другой – высокомерным деятелем»  (GW 7, §396).

О Бабе Яге люди рассказывают, что она жрет людей как цыплят. Символически этим выражается то, что человеческое Эго может быть охвачено архетипической силой и идентифицироваться с ней. Идентификация Адольфа Гитлера с богом убеждает нас в этом. Сюда же относятся и все те спасители мира, которые не могут больше различать себя и эту силу и для которых поэтому не играет больше никакой роли отдельная человеческая жизнь.

«Вот жизнь»

В произведении Льва Толстого архетип мудрости был изображен задолго до Юнга. Толстой описывает в «Войне и мире» как граф Безухов был уведен спасающимися бегством французскими войсками, его друг был расстрелян, и он сам почти погибал от голода, нужды и сомнения.

В этой ситуации графу Безухову приснился сон, который Лев Толстой передает следующим образом:

«И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который  в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», - сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. «Вот жизнь», - сказал старичок учитель. – «Как это просто и ясно, - подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде». – «В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. Понимаешь ты, дитя мое», - сказал учитель. – «Понимаешь ты, черт тебя дери», - закричал голос, и Пьер проснулся.

Очевидно, Толстой знал о том, что архетип мудрости проявляется в моменты высшей нужды, благодаря своему знанию, и дает в руки маленькому человеческому Эго возможности понять смысл положения и принять самому верную точку зрения.

Я резюмирую: сила жизни, которая проявляется в символе мудрого старца, это сила, которая является частью любой человеческой души. Она есть и у совсем простых людей, которые имеют к ней бессознательный доступ, благодаря законам своего образа жизни. Архетип констеллируется во времена индивидуального или коллективного бедствия. Он появляется в ходе процесса индивидуации, если речь идет о том, чтобы осознать смысл отдельного этапа жизни и смысл целого, по меньшей мере, в форме предчувствия.

Тот, кто вследствие непереработанного комплекса власти оказывается под его влиянием, демонстрирует выражение особенной силы. Если архетип становится настолько могущественным, что исчезает индивидуальная личность, проявляется ни с чем не считающаяся одержимость.

В терапевтическом процессе часто является неизбежным то, что образ глубокого знания переносится на аналитика. Это следует терпеливо принимать и возвращать архетипической силе, иначе аналитики попадают под власть искушения манна- образа и будут съедены Бабой ягой как цыплята. Если процесс протекает позитивно, тогда процесс индивидуации пробивает себе дорогу. Возникает понимание и знание об основах собственной и чужой жизни, что, конечно, не может быть выставлено на продажу.

 

psychoanalyse-kem@yandex.ru

 

 

Хостинг от uCoz