СИБИРСКАЯ ГРУППА  АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

ГЛАВНАЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В КЕМЕРОВО

РАБОТА ГРУППЫ

БИБЛИОТЕКА

УЧАСТНИКИ ГРУППЫ

МАСТЕРСКАЯ ДУШИ

АНАЛИТИКИ И КЛИЕНТЫ ОБ АНАЛИЗЕ

ВИРТУАЛЬНЫЙ АНАЛИТИК

 

Томас Б. Кирш*

 МЮРРЕЙ ШТЕЙН

 

Опубликовано: Jungjournal/Heft Nr.18 , September 2007 (перевод Наталии Давыдовой)

 

В мире аналитической психологии и среди юнгианцев Мюррей Штейн – известное имя. Долгое время он жил в Америке, в Канаде, в Соединенных Штатах, где более 30 лет был занят в качестве психоаналитика, доцента, выдающегося лектора, автора многих книг и руководителя многочисленных организаций.

Однако решающими, жизненно важными годами, было для него обучение в институте К.Г. Юнга в Цюрихе в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия. Поэтому несколько лет назад он вновь возвратился в Швейцарию. Здесь, в Бернском нагорье, в доме с видом на озеро Тун и в прекрасной исторической квартире в старой части Цюриха, где он еще часто работает, он проводит свой «заслуженный отдых» вместе с супругой Джейн. Хотя он прекратил регулярную аналитическую практику, преподавательскую деятельность продолжает. Он преподает в ISAP, Международной школе аналитической психологии в Цюрихе, и, как прежде, читает доклады по всему миру. Наряду с этим он пишет и публикует книги и статьи  по юнгианской психологии.

Мюррей Штейн родился в Канаде, в городе Saskatchewan в прериях, в сельском регионе, где его отец был пастором баптистской общины. Семья переехала в Детройт в штате Мичиган, когда Мюррей был подростком. Отсюда он поехал в Йельский университет и начал обучение теологии, которое закончил магистром теологии. В том, что он был выдающимся студентом, который производил на своих преподавателей большое впечатление, однажды я удостоверился сам во время путешествия по южной Англии. Я встретил там старого профессора из Йеля, который тут же, как услышал, что я юнгианец, спросил меня, знаю ли я Мюррея Штейна, и восторгался чудесным молодым мужчиной, который учился у него 30 лет назад. Он его не забыл, хотя оба с тех пор потеряли друг друга из вида. Этот маленький эпизод кажется мне типичным для Мюррея и влияния, которое он оказывает на других людей, отчего ему в течение жизни часто доверяли руководящие посты.

Годы обучения в институте К.Г. Юнга в Цюрихе после присуждения академической степени в Йеле принципиально изменили его жизнь. Мюррей Штейн смог глубоко погрузиться в юнгианский мир идей, в аналитическую психологию. С самого начала он был особенно очарован связью психологического и духовного развития в жизни взрослых, которую он увидел в книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления» – первой книге Юнга, которую он прочел. С этого времени его главный интерес сосредоточился на процессе трансформации и индивидуации. Три его книги посвящены этой теме. Его опыт в Швейцарии и культурный климат там открыли ему взгляд на его собственные европейские корни, которые он сейчас начал исследовать. Они пробудили в нем страстное, продолжающееся всю жизнь, желание возвращения в эту страну.

После окончания своего обучения в Цюрихе, прежде всего, он взял на себя руководство в C.G. Jung Educational Center в Хьюстоне, но вскоре понял, что ему лучше было бы работать в месте с большим количеством юнгианских коллег. Он переехал в Чикаго, где под руководством  June Singer, которая тоже только что вернулась из Цюриха, создавался новый институт Юнга. Мюррей стал правой рукой June и начал организовывать семинары для обучающихся и для интересующихся любителей, которые встретили растущий интерес и с каждым годом становились популярнее.

Когда June Singer решила в 1980 году возвратиться в Palo Alto в Калифорнии, было ясно, что Мюррей возьмет на себя руководство института в Чикаго. Незадолго до этого он написал свою знаменитую книгу «In MidLife» («Середина жизни», «В середине жизни»), в которой идет речь о переходе от одностороннего непсихологического взгляда на мир к многомерному, ведущему в глубину, психологическому сознанию. Книга многократно переиздавалась и переводилась.

Мюррей Штейн стал президентом Чикагского института Юнга и позже председателем административного совета. Институт Юнга в Чикаго, чьи кандидаты проходили обучение по строгой академической и клинической концепции, приближенной к цюрихской модели, развивался стремительно. Еще большим было участие публики в общественных программах, так что мероприятия института Юнга в Чикаго долгие годы и во всем мире были наиболее востребованными и наиболее посещаемыми.

Другой причиной возвращения Мюррея Штейна в Чикаго было его решение получить степень доктора по религиоведению и психологии (Religious and Psychological Studies) в Чикагском университете. Его работой руководил профессор Peter Homans, который писал тогда книгу «Юнг в контексте». Докторской диссертацией Мюррея стала впечатляющая книга «Jung,s Treatment of Christianity» («Юнгианская интерпретация христианства»). В ней он исследует, как Юнг обращается с христианством как с пациентами, и глубиннопсихологически толкует изменения внутри христианской истории.

В это время растет недовольство Мюррея развитием традиционного юнгианского конгресса. Ему и Натану Шварцу-Саланту представлялось более живое взаимодействие. Поэтому оба организовали серию клинических конференций на ранчо Ghost в Нью-Мехико. Докладчики из Соединенных Штатов и Европы были приглашены для обсуждения различных клинических тем. Приблизительно 150 человек прибывали каждый год и участвовали в необычайно живых и эмоциональных диалогах. По итогам каждой такой конференции появлялся том серии Chiron Clinical Series в соответствии с особой темой клинической практики аналитической психологии.

Моя первая встреча с Мюрреем состоялась в конце 70-х годов в Сан-Франциско, когда он вместе со своей женой проводил семинар по теме «Женитьба и брак». Я тут же распознал его широкие знания, его организаторский талант и его способность обходиться с людьми, а также его довольно хорошую манеру держать себя, которая помогала ему не терять самообладание в сложных эмоциональных ситуациях. Кода я, будучи выдвинутым на должность президента  IAAP, Международной ассоциации аналитической психологии, должен был выбрать общественного секретаря, я тут же подумал о нем. С ним я мог бы хорошо сотрудничать и разделять груз президентства. Взгляд Мюррея на мир был в полной мере международным, он любил путешествия и считал своей миссией открывать для аналитической психологии новые страны мира.

Когда я в 1989 году, наконец, взял на себя пост президента на шесть лет, Мюррей стал моим общественным секретарем.

Это было время больших политических переворотов – советский блок начал рушиться, и повсюду в мире начались изменения. Мюррей познакомился с профессором Shen из Китая, который провел год в Иллинойсе и имел большой интерес к юнгианской психологии. Shen был значимым в Guangzhou Normal University профессором, и по инициативе Мюррея мы предприняли путешествие в Гуанчжоу в университет, где работал Shen, и в Пекин. Тем самым началось открытие IAAP Китаю, которое привело к трем совместным конференциям с китайскими учеными и преподавателями. Эти важные отношения состоялись благодаря инициативе Мюррея, в то время как я тогда думал, что время для этого еще не наступило. Я думал, что Китай еще не интересуется нами, но оценка Мюррея была верной.

Через шесть лет работы общественным секретарем Мюррей стал сначала вице-президентом и, наконец, президентом  IAAP. Здесь ему удалось объединить различные фракции международных союзов аналитиков, а также интенсифицировать контакты по поводу наследства К.Г. Юнга. Наряду с этим он посвятил себя развитию аналитической психологии во всем мире, в особенности в Мехико и Венесуэле и вообще в Латинской Америке, где он чувствовал растущий интерес.

Принятое в 2003 году решение, закончить работу в Чикаго и переехать в Швейцарию, было важным шагом для Мюррея и его жены, так как оба были очень укоренены в Чикаго. Однако это выглядит так, будто для обоих это был правильный шаг. Мюррей особенно ценит большую пространственную близость к источнику юнгианской традиции и к более многочисленной семье юнгианцев.  Как и прежде, он пишет статьи, тексты докладов и книги. Его долгосрочный проект – книгу о соотношении юнгианской психологии и духовного начала – он хочет закончить в начале следующего года. Наряду с этим он находит время, к его сожалению редкое, посвятить себя старым книгам, манускриптам и путешествиям.

*На немецком языке вышли две его книги: «Leiden an Gott Vatter» («Страдания по Богу Отцу») (Kreuz Verlag, Stuttgart 1988) и «C.G. Jungs Landkarte der Seele. Eine Einfuerung» («Юнгианская карта души. Введение») (Walter Verlag, Duesseldorf 2000).

 

 

 

psychoanalyse-kem@yandex.ru

 

 

Хостинг от uCoz